Перейти к основному контенту
13.03.2020 15:43

«Лакомые кусочки» Кубани, дорогие для местных, по дешевке выставляются на торги

Конец «Казачьего подворья», или первая жертва грядущего яблочного бума

«Лакомые кусочки» Кубани, дорогие для местных, по дешевке выставляются на торги

Конец «Казачьего подворья», или первая жертва грядущего яблочного бума.



История доказывает, что сельхозпроизводство подвержено некой моде. По крайней мере, в нашей стране. От «хрущевской» кукурузы — к сахарной свекле, а потом к миллиону тонн кубанского риса, а еще позже к стабильным на протяжении многих лет девяти-десяти миллионам тонн зерновых... Сейчас главный тренд — выращивание технических сортов винограда и, соответственно, производство хороших вин. У кубанского виноделия  есть как успехи, так и неудачи. Но как инвестиционная идея виноделие — образно говоря, уже «битая карта». Серьезный агробизнес начинает новую партию: производство плодов и ягод. 

 

По оценке Ассоциации садоводов России, в 2018 году в стране было произведено 1,14 млн. тонн яблок; в прошлом году — 1,2 млн. тонн. К 2024 году ожидаемый урожай составит 1,7 млн. тонн. В яблочном «раю» весома доля Краснодарского края: только в 2018 году Кубань собрала 31,5 тыс. тонн косточковых плодов (абрикос, персик, слива…) и 341,9 тыс. тонн семечковых (яблоко, груша, айва…). Если грубо — треть общероссийского результата! Но не случайно мы «рай» взяли в кавычки: производство плодов растет, но прибавка исчисляется в процентах, а надо бы — в разы! Потому что импорт плодов сопоставим с внутренним производством. И речь не о бананах-апельсинах и прочей «тропикане». В 2016 году Россия импортировала 678,6 тыс. тонн яблок и 248 тыс. тонн груш; годом позже — соответственно 710 тыс. тонн и 271,3 тыс. тонн; в 2018 — 845,4 тыс. тонн и 272,9 тыс. тонн. Импорт растет год от года, но президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин уверен, что в обозримом будущем Россия сможет заместить импорт яблок. А крупный бизнес уже приступил к реализации этой идеи.



Все ведущие кубанские СМИ на днях упомянули, что в Абинском районе имущество  ООО «Казачье подворье» выставлено на торги. Обанкротившееся юрлицо занималось преимущественно садоводством, и поэтому из восемнадцати лотов самые «вкусные» - право аренды на два огромных сада в окрестностях поселка Ахтырского. Алыча, слива, яблони, черешни… - в общей сложности порядка 180 тысяч деревьев на этих двух участках были оценены в смешные 166,9 млн. рублей. 



На этот раз слово смешные — безо всяких кавычек. Потому что, разделив одно на другое, получаем, - аренда одного дерева обойдется меньше тысячи рублей! Для справки: в любом питомнике «стандартная» цена 2-летнего саженца яблони составляет 300-400 рублей в зависимости от сорта. Не факт, что приживется, да еще сколько лет ждать первые урожай. А здесь — за девятьсот рублей с копейками уже плодоносящее здоровое дерево! 



Да и площадь садов, выставляемых на торги, немаленькая: 175 гектаров. Меньше, чем в «Сад-Гиганте» (2,3 тысячи гектар) или в тимашевском «Садоводе» (900 гектар), но тем не менее лакомый кусочек. «...Это готовая плодовая ферма большой площади, на которой потенциальному покупателю нужно будет только организовать уход, сбор урожая и сбыт», - так охарактеризовал ахтырские сады Дмитрий Жарский, директор группы Veta,  специализирущейся на проведении экономических и технических экспертиз. 

В прошлом году права аренды этих садовых участков уже выставлялось на торги, но не случилось. В этом — что-то подсказывает нам — сады близ Ахтырского обретут новых арендаторов. И, скорей всего, с московским или питерским бэкграундом. Потому что у столичного бизнес-сообщества — объективно - горизонт планирования действий дальше, чем у кубанцев. И денег больше. 



Грустно это. Наши сады — это не просто сочные фрукты, но душа «малой родины», воспетая поэтами и композиторами, писателями и художниками. Помните, «Расцветали яблони и груши...»?  Верится, что та Катюша выходила на берег именно Кубани! А Чехова с его бессмертной фразой «Вся Россия – наш сад»? Отношение героев к саду писатель переносит на отношение к Родине, к эпохе, к прошлому. Вот такие духовные скрепы. Поэтому продажа сада для кубанцев — не только потеря бизнеса, уволенные сотрудники, недополученные налоги. Это посягательство на святое: продажа кубанского сада — это продажа (понятно кому) нашей коллективной души...     



Краевая власть же промышленный и сельскохозяйственный потенциал Кубани воспринимает лишь сквозь «прицел» налогооблагаемой базы, не интересуясь историческим или социальным контекстом того или иного бизнеса. Из окон на Красной, 35 приятно наблюдать за традиционными казачьими парадами и торжественными разводами. Но когда у абинского «Казачьего подворья» возникли проблемы с кредиторами, власть не выступила посредником, не пришла на помощь. 



История с ахтырскими садами — не исключение, а уже правило. Кубань, к сожалению, распродается, и тому множество примеров, о которых неоднократно писала «Живая Кубань»: отделение Сириуса от Сочи, борьба с частниками на трассах и строительство супермаркетов, притяжение интересов российских магнатов (Мантуров, Ковальчуки, Абрамович)  в Геленджике, продажа сахарных заводовдомов культуры, банкротство мясокомбинатов и другие не менее печальные реалии нашего времени.

Другие актуальные новости