Перейти к основному контенту
19.09.2019 12:53

Увеличение стоимости поездки и снижение уровня безопасности

В случае появления на российском рынке монополиста-агрегатора такси и водителей, и пассажиров ждет немало «сюрпризов»

Новости рубрики Общество
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

В случае появления на российском рынке монополиста-агрегатора такси и водителей, и пассажиров ждет немало «сюрпризов».

Недавно было объявлено о том, что компания, управляющая агрегаторами "Яндекс.Такси" и Uber, намерена приобрести активы еще одного агрегатора, который находится в управлении группы компаний "Везет", объединяющей несколько брендов: "Везет", "Лидер", Red Taxi и Fasten. 

Однако против такой сделки выступил другой агрегатор - Gett. Он даже направил свои возражения в Федеральную антимонопольную службу, сославшись на и так уже существующую в регионах монополию. 

По мнению компании, если история все же получит продолжение, пострадают все. Будет утрачен рыночный механизм регулирования цен на услуги агрегатора, что приведет к повышению стоимости поездок для пассажиров и увеличению размера комиссий для водителей.

Сама компания "Яндекс.Такси" ничего страшного в сделке не видит. В сообщении пресс-службы агрегатора говорится, что цель сделки - ускорить развитие такси в регионах, улучшить безопасность поездок, а также расширить поддержку региональных таксопарков и водителей.

Эксперты насчет повышения безопасности поездок при таком раскладе сомневаются. По их версии, они лишь оказывают услуги взаимодействия между водителями такси и пассажирами с использованием цифровой платформы и не оказывают услуг перевозки. Это не транспортные компании, не таксопарки и даже не диспетчерские. Хотя именно агрегаторы устанавливают цены на перевозки и распределяют заказы. Они при этом не отвечают за качество услуг. Ведь агрегаторы только доска бесплатных объявлений. Именно такой позиции они придерживаются в случае, если такси попало в ДТП и пассажир пострадал.

Второй неприятный момент. Если водителей немного, то и контроль за ними проще. Но чем больше подключенных к агрегатору водителей, тем выше скорость подачи машины. Чем выше скорость подачи машины, тем больше пассажиров подключаются к платформе. А чем больше пассажиров - тем больше водителей к ней подключаются. А чем больше водителей подключаются, тем хуже за ними контроль. Именно по этой причине зачастую подключаются таксопарки, которые существуют только на бумаге. Они просто предоставляют свою крышу для водителей, которые подключаются к агрегатору. Таким образом агрегатор на самом деле не знает, какому водителю он передает тот или иной заказ. За рулем может оказаться и наркоман, и преступник, и водитель не имеющий прав или их лишенный. И все эти риски полностью ложатся на пассажира.

Сейчас, чтобы привлечь пассажиров, агрегатор, выходя на новый рынок, снижает стоимость поездок до себестоимости. А чтобы сохранить лояльность водителей, доплачивает им. При монополии на рынке необходимость в этом отпадает. Цены на перевозки растут, а водители лишаются доплат.

Подобная ситуация сложилась на китайском рынке агрегаторов такси, где произошло слияние крупнейших игроков рынка. В 2016 году китайский агрегатор такси DiDi, объединился с китайским подразделением Uber. После слияния объединенный агрегатор отменил бонусы для водителей и сократил скидки для пассажиров. Возросло время ожидания такси. Стали обычными переработки водителей, которые выливались в аварии.

Кстати, именно этот китайский агрегатор собирается в ближайшее время выйти и на российский рынок. При этом, по предварительной информации, он собирается предложить какие-то совершенно льготные условия для водителей. Возможно, начнется новая волна передела рынка. Понятно, что агрегатор будет заботится о водителях на начальном этапе. И строго соблюдать все законы. Но вот беда: ныне действующие законы никак не обеспечивают безопасность пассажиров такси. Даже лицензии выдаются не на водителя, а на машину. И именно это надо менять.

Увы, но монополия на рынке эту ситуацию не исправит, а, скорее, даже усугубит. И если она возникнет, то потребуется жесткое госрегулирование сферы такси для достижения безопасности. Ведь рыночные механизмы перестанут работать.

Конечно, удобно вызвать такси через приложение на смартфоне. Короткое время ожидания машины, известна цена поездки заранее. Но, к сожалению, никто не может гарантировать, что вам попадется опытный, не уставший и вменяемый водитель. В результате водитель может оказаться нетрезв, без прав, агрессивен. Водитель может заблокировать пассажира в салоне, вымогая доплату за проезд. Он может врезаться в столб, причем пассажир получит тяжелые травмы, а виновник сбежит не только с места аварии, но и к себе на родину. А агрегатор не понесет никакой ответственности и постарается даже не возместить ущерб, ведь он просто доска бесплатных объявлений, которая очень дорого обходится и водителям, и пассажирам. 

Ранее «Живая Кубань» писала, что в Краснодарском крае пассажирка такси погибла из-за неисправности автомобиля.  

Другие актуальные новости