Перейти к основному контенту
05.10.2013 19:32

Две модели образования.

Образование являлось и является краеугольным камнем прогресса, основой развития человечества. За многовековую историю сложились две образовательные модели. Первая уходит корнями, если не в древнее, то уж точно, в давнее прошлое. Вторая сравнительно молода. Обе модели резко отличаются одна от другой, хотя обе призваны решать одну и ту же задачу – создание (или образование) грамотного и готового к жизни человека. Отличия основываются на том, кто является заказчиком образования, кому требуется создание грамотного человека, и какие качества при этом требуются.

Две модели образования.

Образование являлось и является краеугольным камнем прогресса, основой развития человечества. За многовековую историю сложились две образовательные модели. Первая уходит корнями, если не в древнее, то уж точно, в давнее прошлое. Вторая сравнительно молода. Обе модели резко отличаются одна от другой, хотя обе призваны решать одну и ту же задачу – создание (или образование) грамотного и готового к жизни человека. Отличия основываются на том, кто является заказчиком образования, кому требуется создание грамотного человека, и какие качества при этом требуются.

В первой традиции «музыку» заказывают общественные элиты. В прошлом это аристократия и религия. Теперь - государство. Образованные люди требуются, в основном, как общественная функция для поступательного движения элит и государства в целом. Из математики известно, функция – это закон. Отсюда вытекает первая цель традиционной системы образования – укрепить существующий порядок, чтобы функция так и осталась законом, чтобы поведение функции было предсказуемым и, по возможности, незыблемым. Как следствие, такое образование консервативно. Любые попытки нововведений наталкиваются на сопротивление. Характерная черта традиционной системы – возможность прямого или опосредованного насилия. Ученика проще силой заставить усваивать знания, побив розгами или подключив родителей, которые опять же побьют, чем искать новые подходы, увлекать и убеждать студиоуза.

Вторая модель имеет рыночные корни. Она и возникла-то недавно лишь потому, что рыночные отношения не так давно практикуются человечеством. По второй модели образование – это сфера услуг. Заказчиками образования являются частные люди – родители или опекуны. Они платят за обучение, как за некую услугу. Иногда платят напрямую, внося суммы непосредственно в кассу образовательного учреждения. Иногда – косвенно, через систему специальных образовательных налогов. К слову сказать, в традиционной системе родители тоже зачастую платят, но это, скорее, обслуживающая роль. Родители не могут указывать школе, чему, как и в каких объёмах учить ребёнка. Вторая модель имеет плюсы и минусы, присущие отношениям категории «клиент всегда прав». Главный минус – вероятная бессистемность обучения. Это понятно. Сегодня родитель хочет теннис, а завтра – японский язык. Минус не столь серьёзный, но от этого не менее существенный – оправданное со стороны родителей бездействие ученика. Логика примерно такова. «Я плачу вам и желаю получить грамотного ребёнка. Крутитесь, как хотите. Остальное – не мои проблемы». Безусловный же плюс системы в том, что зависимость от родителей заставляет школу находиться в постоянном поиске новых методик обучения, уделять внимание всестороннему развитию ученика.

Третья модель краткосрочные специализированные курсы. Обычно такие курсы посещают для повышения собственного уровня знаний в узкоспециализированных отраслях, например, курс администрирование windows 2003 server или курсы microsoft project.

Сегодня ни первая, ни вторая модели по отдельности не дают удовлетворительного результата. Педагоги ищут формы гармоничного сочетания этих настолько различных форм обучения. Остаётся только надеяться, что поиски всё же увенчаются успехом. От него в огромной степени зависит будущее.

Другие актуальные новости