Перейти к основному контенту
25.09.2020 12:27

Тимашевск - город маленький, а обман с голосованием случился большой (ВИДЕО)

Своими впечатлениями о выборах поделились кандидаты в депутаты и члены участковых избирательных комиссий

Новости рубрики Политика
Фото: anekdot.ru
Фото: anekdot.ru

Когда на избирательных участках нет людей, то, по идее, не должно быть и нарушений. Но факты, зафиксированные полицией, и многочисленные жалобы в ТИК говорят о прямо противоположном. 
 
Чуть-чуть не считается
На Оксану Морозову, члена избирательной комиссии с правом решающего голоса на участке 5023, давили разными методами: 
 
- Председатель отвела меня в сторонку и с металлиом в голосе говорила: «Не забывайте, что подчиняетесь мне, вы должны слушать меня». Потом начала уговаривать, мол, школе нужна новая крыша и фасад, и поэтому на выборах нужна явка. Я сказала, что буду действовать только в рамках закона, не стану заключать сделку с совестью и закрывать глаза на нарушения. После третьей жалобы напор председателя поутих, но у меня есть основания полагать, что 72 голоса на одном из выездных голосований все-таки вбросили. 
 
В пятницу председатель сказала Оксане, что она на участке не нужна и может прийти в 17.00, чтоб сопровождать выездную урну. Девушка все же пришла на участок. Она обсуждала этот вопрос с товарищами по партии и решила находиться на участке все три дня, с 8.00 до 20.00 — и никак иначе. Оксана заподозрила неладное, когда выяснилось, что выездных урны в этот день будет две. 
 
- Я знала об одной, которая поедет по избирателям в 17.00, с небольшим количеством бюллетеней. Об этом писали нам в общем чате, говорили мне лично, потому что я собиралась с ней ехать. А вторая, та, что дополнительно едет в 12.00 — о ней мне не сообщалось ранее.  Нашего наблюдателя (от КПРФ. - Прим. авт.) с этой урной не пустили под предлогом того, что машина маленькая и он туда не влезет — они не имели такого права его не пускать. С урной поехали два наблюдателя от правящей партии. Я сказала, что напишу по этому поводу жалобу. Председатель ответила мне, что должна привезти эти голоса. Я спросила: «Вы понимаете, что нарушаете закон?». На что услышала: «Ну мы же чуть-чуть». 
 
Оксана удивилась, что урна вернулась на участок аж с 72 голосами, кроме того, члены комиссии не стали разносить данные по книгам: 
- Как правило, избирателю, нужно отойти в сторону, проголосовать и еще заявление заполнить. Бабушки, к кому мы выезжаем, ходят медленно. Кому-то еще сто раз надо что-то спросить, уточнить, почитать. Даже если вся улица выстроится в ряд с паспортами, 72 голоса - это нереально. Я лет десять в выборах и знаю, о чем говорю! 13 числа мы ходили с урной с 10 утра и до 15.00 и принесли всего 22 голоса! 72 голоса, даже работая с 12.00 до 19.30 — невозможно. После выезда я спросила, когда разносить будем данные людей по книгам, мне сказали: «Вам надо, вы ночью сидите и разносите». 
 
От такого отношения Оксана слегка опешила. Тем временем сейф опечатали. Она писала жалобы в ТИК: не дают смотреть книги, не разнесли голоса после выезда, снова не пустили наблюдателя на выезд. После жалоб работа пошла уже без происшествий. На участке 5023 явка составила 25%.   
 
Поспешишь - «Единой России» угодишь
Известно, что «спешка требуется лишь в нескольких случаях: при ловле блох, при поносе, при утехах с чужой женой и когда трое едят из одной миски». Допустима она при аварийных ситуациях. Народную мудрость оспорили на участке 5011. Здесь продемонстрировали немыслимую скорость при проведении выездного голосования. Член участковой избирательной комиссии Юлия Редкобородая так же, как и Оксана, заметила, что выездное голосование прошло слишком скоро: 
- Я посчитала: члены комиссии работали три часа и двадцать минут. Бюллетеней и, соответственно, заявлений, 80. Это выходит по две с половиной минуты на человека!? А ведь заявление - полный лист А4!  То есть, выездное голосование — это не просто галочку поставить. Вернувшись, члены комиссии не стали разносить данные людей в книги, это меня напрягло. Я стала смотреть заявления, гляжу - а там время заполнения 10.02, 10.03, 10.05. Так быстро заполнять люди не могут! 
 
Юлия стала указывать председателю комиссии на нарушения. Ей предложили самой занести данные людей в книги, но утром. 
- Мол, это мальчики на выезде ошиблись со временем заполнения, сейчас они заявления перепишут, а я завтра утром сяду и занесу данные в книгу. Конечно, я отказалась, что это значит — перепишут заявления? Я сказала, что напишу жалобу в территориальную избирательную комиссию, потому что это нарушение. Произошел конфликт, который, видимо, и стал поводом для последующих событий. 
 
Борьба за правду на участке 5011 обернулась для Юли крупными неприятностями. А произошло вот что. Согласно правилам, Юлия прилежно расписывалась на каждом сейф-пакете. В день подсчета голосов она заметила, что один из пакетов слишком пухлый, хотя она точно знала - в нем был всего 31 бюллетень. Председатель разворачивала пакет, словно прикрывая рукой пломбу. И Юлия увидела, что подпись на пломбе ей не принадлежит. Не тот угол наклона букв, не такая буква «р». Дежурный полицейский долго отказывался принимать у нее заявление. В конце концов приехала полиция для выяснения обстоятельств. Подделка подписи — серьезное преступление. По словам Юлии, все как-то тянулось. Сначала полицейский ждал, пока комиссия закончит подсчет, потом председатель с ним по углам беседовала. Все по очереди куда-то звонили. 
 
- Полицейский говорил, что надо делать какую-то выемку, что-то опломбировать. А потом, я так и не поняла, в какой момент это произошло, но те пакеты забрали, и вот председатель выносит под их видом пакеты уже с моей подписью! И тут я поняла... Подавая заявление, я подписывалась под тем, что знаю об ответственности за дачу ложных показаний! Председатель кричала, что напишет заявление на меня, на моральный вред... Я стояла и не знала, что мне делать, была просто в шоке. 
 
Сейчас Юлия уже пообщалась с адвокатом, который успокоил ее. Сказал, что, если она не пойдет на попятную и будет настаивать на своей правоте, заявление на нее никто писать не будет. Ведь дотошное следствие может выявить дополнительные нарушения и выставит председателя комиссии не таким уж невинным. 

Отдельную роль в выборах-2020 сыграла пандемия. Участок 5021 не иначе как был рассадником заразы: санобработку проводили каким-то резким дымящимся составом, предварительно выпроводив всех членов комиссии и наблюдателей из здания. Наблюдатели приняли решение поставить урны на подоконник, чтобы иметь возможность хотя бы через открытые шторы выполнять свои обязанности. На этом же участке наблюдатель Сергей Иванович Ручка сопровождал выездную урну на личном скутере, поскольку его также не пустили в автомобиль. Однако, по словам членов комиссий, не все наблюдатели были готовы к столь ожесточенным боям. Где-то на участках сидели молоденькие девочки и мальчики, которые не совсем четко знали свои права, не то что границы полномочий председателей комиссий. 
 
Без полиции не обошлось
Глава Тимашевского района Андрей Палий отчитался, что выборы прошли в полном соответствии с законом. А вот первый секретарь Тимашевского райкома КПРФ Евгений Иванов высказался о том, что прошедшие выборы — самые «грязные» за последние 20 лет. И для такого заявления есть все основания.


О нарушениях сообщила и Анна Орлова, кандидат в Совет депутатов муниципального образования Тимашевский район. Она присутствовала на своем участке № 5029 все три дня. Полномочия кандидата в выборном процессе весьма ограничены. Но Анна курировала наблюдателей, указывала на нарушения — это законом не запрещено. В итоге она написала 8 жалоб в ТИК и 2 заявления в полицию. 
 
- Для меня это было первое участие в выборах, боевое крещение. К выборам я готовилась, изучала свои права, законы. Попытки нарушений на участке были неоднократно, но пресекались на корню. Доходило до скандалов. Был случай, когда избиратель уже голосовала на участке, а к ней пришли с переносной урной и попросили снова проголосовать. Она хотела понять, каким образом попала в списки выездного голосования, - рассказала Анна. -  Также было выявлено расхождение при подсчете голосов. Мы требовали аннулировать сейф-пакет, где бюллетеней оказалось больше. От председателя последовал отказ и предложение писать жалобу. Вызвали полицию. Наблюдателя допрашивали около двух часов, будто нарочно затягивая процесс — участок все это время оставался «пустым». 
 
Сейф-пакеты, по словам Анны, представляли собой обычные полиэтиленовые мешки, которые никак не были защищены от вскрытия - никаких пломб и всплывающих надписей. 
 
- Вечером 11 сентября председатель унесла пакеты в сейф, в свой кабинет (она сотрудник Дома культуры, где расположился участок). Пломба на сейфе - просто бумажка с печатью и подписью председателя комиссии, и все это скотчем заклеено. Мы сфотографировали эту «пломбу». Утром в 7.50 член комиссии с совещательным голосом зашел в кабинет и увидел, что сейф открыт, сейф-пакеты свалены на пол, как мусорные мешки. И непонятно, что за работа там с ними велась. Мы стали снимать видео, требовали объяснений. Нас выталкивали из кабинета. Член комиссии с решающим голосом, мужчина, вел себя агрессивно. Он продолжал конфликт, даже когда мы ушли на участок, где проходило голосование. Стал указывать наблюдателям, где их место, хотя они по закону могут беспрепятственно передвигаться по участку. Пришлось заявить в полицию. Только после этого члены комиссии стали вести себя культурней.   
 
Анна обращала внимание на каждую мелочь, по каждому подозрительному факту писала жалобу. Она уверена, что цели своей добилась, и на этом участке выборы прошли законно. При подсчете голосов Анна пресекла еще одно нарушение: председатель комиссии хотела ссыпать все бюллетени за три дня, в том числе с результатами досрочного и выездного голосования, в одну кучу, а затем сделать общий пересчет. Видеосъемка и присутствие участкового вернули ситуацию в рамки закона. 


«Захватывающий» триллера от избиркома
Другой кандидат, Дмитрий Яровой, стал свидетелем еще более интересной ситуации. Вечером 11 сентября ему позвонил товарищ по партии. Сказал, что проезжал возле школы, где располагался избирательный участок № 5024, и увидел в окне свет. Дмитрий живет недалеко от школы и решил прогуляться. Примерно в 22.00 он заметил силуэты девушек, которые спешно покидали территорию школы «партизанскими» тропами - через огородик. Дождавшись, пока они перелезут через забор, Дмитрий догнал их возле гаражей и узнал в таинственных посетительницах школы члена участковой избирательной комиссии и секретаря. Что они делают на участке в такое время? 
 
- Член комиссии Лютая Олеся узнала меня. Она прижимала к себе сумку и повторяла: «Что ты мне сделаешь? Что сделаешь?». Я вызвал полицию и уговаривал ее дождаться, пока они приедут. Она стала что-то неразборчиво говорить, что была на свидании, может показать какие-то фотки... Тем временем подъехал автомобиль, который ранее стоял возле школы. В водителе я узнал члена избирательной комиссии с участка 5025. Будто бы не зная девушек, он спросил: «Девчонки, вас подвезти?». Они сходу прыгнули в машину и уехали. 
 
Дмитрий рассказал, что спрашивал школьного охранника, нет ли на территории школы посторонних. Тот ответил, что нет и не было. Кроме того, кандидат уверен, что девушек было трое — он точно видел три силуэта. Возможно, они решили разделиться, покидая участок? Дмитрий написал заявление в полицию, позвонил в краевую прокуратуру и планирует обратиться в следственный комитет, ведь ситуация более чем странная. 
 
На следующий день Дмитрию снова пришлось просить помощи у полицейских. На участке № 5054 он заметил подозрительных избирателей. 
 
- Я общался с другим кандидатом. Недалеко от нас припарковалась машина, из нее вышли двое и пошли голосовать. Потом к ним присоединился третий пассажир. Кандидат, с которым я беседовал, увидел этих мужчин и удивился — сказал, что совсем недавно видел их на своем участке и они уже голосовали. Что они делают здесь? Не совсем понимая ситуацию, я попросил у дежурного капитана полиции проверить их документы. Тем временем мужчины проголосовали и пошли к выходу. Кстати, бюллетени им лично выдавала председатель участковой избирательной комиссии. При проверке выяснилось, что мужчины прописаны по адресам, которые не относятся к этому избирательному участку. 
 
А затем в полицию вызвали уже самого кандидата. На одном из участков Дмитрий увидел нарушение в работе с протоколами, на что и указал членам комиссии. Завязался ожесточенный спор. В результате председатель заявила в полицию, что кандидат Яровой мешает работе, отвлекает членов комиссии, нарушает социальную дистанцию. Мужчина говорит, что готов подтвердить свою правоту видеоматериалами. Ему искренне смешно, когда про дистанцию рассуждает женщина, которая кричала на него, сдвинув маску на подбородок. 


Бывшие кандидаты надеются, что их правда, правда жителей маленького городка, будет услышана. Ведь из таких городков и складывается общая картина мнений, в которой, как писал Губерман, каждый в отдельности «против», а вместе решительно «за». 

Ранее «Живая Кубань» писала, что выборы показали, нас могут все

Другие актуальные новости