В России сегодня День памяти и скорби. И хотя еще несколько лет назад эту дату в календаре особенно не выделяли, о ней в России и на постсоветском пространстве знали и помнили все, вне зависимости от национальной, религиозной принадлежности и возраста.
Эта дата врезалось в память народную вероломно и без желания советских людей, и осталась, как казалось совсем недавно, навсегда. Но телевидение, новые учебники, интернет, либерализация ценностей, переписывание истории, уход ветеранов в мир иной сделали свое пагубное дело. Новые поколения стали забывать о тех испытаниях, которые выпали на долю наших соотечественников в те страшные 40-е годы.
Видимо, поэтому 22 июня стало календарной датой. Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 июля 1992 года этот день был объявлен сначала Днем памяти защитников Отечества, а затем Указом президента России от 8 июня 1996 года его название было изменено на День памяти и скорби.
В Краснодаре, в городе, который побывал в оккупации, уже почти не осталось свидетелей того времени. Вряд ли кто-то детально вспомнит 22 июня 1942 года и расскажет подробно об этом дне, да и последующих. Современников начала войны почти не осталось. Кубанцы в возрасте от 45 лет и старше еще могут вспомнить рассказы своих бабушек и дедушек о минувших событиях, но это уже предание, пересказ. И каждый вольно или невольно будет обрастать дополнительными и, возможно, неисторическими подробностями.
Чтобы понять и погрузиться в пучину исторических дней, периода войны в современном мире, не всегда достаточно посмотреть фильм с цифровыми вкраплениями летящих пуль и снарядов. Этого мало, нужен некий факт, через который можно почувствовать ту, далёкую, эпоху.
В музее имени Евгения Дмитриевича Фелицына удалось найти реальное свидетельство – газету «Большевик», полугодовую подшивку с июля 1941. Обнаружить газету от 22 июня в городе не удалось, как и всю подшивку за этот месяц.
Из недр музея подшивку на специально оборудованный стол, застеленный тканью, доставила Лариса Михайловна Есипенко, хранитель коллекции периодической печати краевого музея. Она несла ее, крепко сжав картонные края защитного слоя газет. При передаче собрания хранительница попросила также надеть перчатки, чтобы не оставлять жирных следов на страницах газет полувековой давности.
Слегка истлевшие, кое-где помятые страницы от 1 июля 1941 года газеты «Большевик» очень точно передают начальную социалистическую эпоху Советского государства.
Первый же заголовок «Фашизм будет разбит» даёт чётко понять, что руководство страны, как и всё население, настроено решительно на борьбу с нацистами Германии. Здесь же сообщается о создании Государственного комитета обороны. Это мы сейчас известно, что советские войска к июлю 1941 года уже понесли серьезные потери. Но из передовиц «Большевика» от июля можно сделать вывод, что боевые действия Красной армии ведутся весьма успешно, атаки противна отражаются, а самолеты ведут успешные бои в воздухе. При этом можно понять, что не все аэродромы СССР были разбомблены в первые дни войны. Так как боевые действия идут по всему фронту, то есть и пленные со стороны немецких захватчиков. В газете пишется, что пленные против войны с Советским Союзом, они даже подготовили специальное письмо к своим соотечественникам – к немцам. В нём они рассказывают о том, что бороться с Советами - не благодарное дело, следует побыстрее сложить оружие и сдаться в плен.
Практически вся подшивка за 1941 года начинается с сообщений Советского информбюро и небольших, телеграфных от ТАСС. Как правило, на третьей полосе можно найти материалы, уже относящиеся к Кубани. Несколько из них в газете от 2 июля дают понять, как широко в стране тогда было развито стахановское движение. Люди, работая на своих местах, стремились не просто выполнить норму, но и перевыполнить её в 150-200 раз. В период войны кубанцы не просто трудились, они выходили на работу, как на боевые действия. Именно из того времени в русский язык попало выражение «трудовой фронт», ставшее общепринятым.
Журналисты рассказывали, что в поля вместо колхозников стали выходить люди умственного труд. Например, учителя Брюховецкой средней школы, товарищи Томилин, Кривоус и Краснопояс заменили комбайнёров, ушедших в армию. Учителя Батуринской школы товарищи Больц, Овдиенко, Гайдук и Евменьев работали на косилках. В Хадыжах на промысле Широкая Балка служащие конторы выехали на ремонт скважины №70. Там они сверхурочно приступили к её восстановлению. Занимались этим счетоводы, бухгалтера, экономисты.
Таким образом, несмотря на текущие боевые действия в тылу шла своя, трудная, слаженная и напряженная работа. Именно это, судя по всему, и позволило советским людям победить нацистских захватчиков.
Рассказывали корреспонденты и о том, как шёл призыв на войну. Например, Иван Еремин, тракторист Ново-Владимировской МТС (машинотракторная станция) уже участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе и был там дважды ранен. Он также пришел на призывной пункт для записи и отправки на фронт. И таких людей, готовых отдать жизни за Родину, были сотни, а по стране – миллионы.
Для поддержки боевого духа солдат земляки прямо на призывном пункте устраивали концерты с участием народных коллективов и государственного ансамбля песни и пляски кубанских казаков. В их репертуаре звучали песни патриотического содержания: «Песня о Сталине», «Если завтра в поход» и другие.
Остается лишь надеяться, что на русской земле, больше никогда не будет ни нацистов, ни авторитаризма, ни тоталитаризма. 22 июня не даст нам забыть историю, повторения которой мы не хотим.
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.